Ответ на вопрос
I. Сначала выполняется комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
1. "Накажи непослушный язычок".
Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2) Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
2. "Сделай язык широким".
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3) Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4) Боковые края языка должны касаться углов рта.
3. "Приклей конфетку".
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
1) Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2) Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3) Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4) Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
4. "Грибок".
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
Внимание!
1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.
5. "Кто дальше загонит мяч".
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2) Нельзя надувать щёки.
3) Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "х", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
6. "Вкусное варенье".
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3) Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять.
Спасибо за вопрос!